Беспилотный транспорт в России: необходимое регулирование для обеспечения технологического лидерства

Беспилотный транспорт в России: необходимое регулирование для обеспечения технологического лидерства

В среду, 16 мая, в рамках ПМЮФ состоялась дискуссия «Беспилотный транспорт в России: необходимое регулирование для обеспечения технологического лидерства». Эксперты обсудили возможность тестирования беспилотных машин на дорогах общего пользования, проблему обеспечения безопасности пассажиров и пешеходов, а также развитие дорожной инфраструктуры и приведение разрабатываемого российского законодательства в сфере беспилотного транспорта в соответствие с международными стандартами. 

В беседе приняли участие член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и строительству Александр Васильев, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ФГУП «НАМИ» Алексей Гогенко, председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, вице-президент по правовым вопросам НП «ГЛОНАСС» Екатерина Кочергина, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Кулешов, управляющий партнер Dentons Виктор Наумов, руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта Андрей Незнамов, директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Денис Пак, директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Александр Славуцкий. Модератором беседы выступила вице-президент по корпоративным отношениям компании «Яндекс» Марина Амелина.

Директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Денис Пак начал свое выступление с необходимости разработки нормативной базы для беспилотного транспорта. «Еще одна вещь – вопрос развития инфраструктуры не только для беспилотного транспорта, но и для его тестирования. Речь идет о создании полноценного полигона в России. Пока у нас на сто процентов оборудованного полигона нет, есть только определённые площадки», – сказал он.

Директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Александр Славуцкий отметил, что сегодня появление беспилотных транспортных средств – это уже данность. «Мы начинаем имитировать эти процессы. В начале мая на подъездах к Крымскому мосту был проведен тестовый заезд, в нем участвовали ведущие автопроизводители. Это был небольшой проезд по дорогам общего пользования, и он показал, что есть определенные сложности и проблемы», – сказал эксперт.

Он добавил, что министерство ведет большую работу с другими странами. В частности, созданы специальные рабочие группы совместно с Нидерландами и Финляндией, также разработка нормативов обсуждается с Сингапуром. «После пересечения границы правила должны быть одинаковыми. Минтрансом ведется работа по подготовке нормативной базы, мы рассматриваем закон о внесении изменений в закон о ПДД и в правила ПДД.  Мы должны закрепить основополагающие догмы, на которых будут построены нормативы. Приоритетом должна стать безопасность дорожного движения», – заключил Александр Славуцкий.

Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Кулешов констатировал, что сейчас в российском законодательстве существует нормативный вакуум. «Нормативно-техническую базу составляют ГОСТы, и во всех нормативно-правовых актах содержатся ссылки на стандарты. Нет ни единого нормативно-правового или нормативно-технического понятия. Нет понимания, как испытывать эти автомобили, как подтверждать соответствие, выпускать на дороги, как проводить сертификацию. Все эти вопросы сегодня не отрегулированы», – уверен он.

С Алексеем Кулешовым согласен и член комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Александр Васильев. По его словам, в Госдуму не было внесено ни одного законопроекта, касающегося беспилотных транспортных средств. «Мы видим из СМИ, что в Швеции, в Китае, компании «Убер», «Тесла», «Фольксваген» откатывают свои прототипы на дорогах общего пользования. Говорят, что беспилотники нельзя выпускать на улицы, но как тогда «Тесла» перемещается из Москвы в Домодедово, по американским законам? Это тоже неправильно», – считает депутат.

«Слона надо есть по частям. Давайте хотя бы что-то сделаем. У меня большой призыв, пока эти графики и сроки меня лично вводят в депрессию. Мы так не уедем далеко, и отставание, конечно же, будет расти. Когда у нас есть технические возможности не отстать, из-за того, что мы не будем совершенствовать нашу базу, мы можем потерять возможность занять эту нишу на рынке», – подытожил председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.

Участники сессии пришли к выводу, что в России необходимо усилить взаимодействие между всеми ветвями власти, обеспечить прозрачность законотворческого процесса в этой сфере, разработать стандарты беспилотных транспортных средств и, самое главное, – ускорить процесс создания нормативно-правовой базы для беспилотного транспорта.

Источник

Добавить комментарий

*

1 × три =