Эксперты: единая информационная система социального обеспечения не заработает в полной мере с начала следующего года

Мария Шувалова

Эксперты: единая информационная система социального обеспечения не заработает в полной мере с начала следующего года
Nikolay Klimenko / Shutterstock.com

С 1 января 2018 года вводится в действие Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО), призванная систематизировать сведения обо всех оказываемых на территории России мерах социальной поддержки за счет средств бюджетов всех уровней: федерального, регионального и муниципального, а также о получателях этой поддержки (гл. 2.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Таким образом, информация о пенсиях, страховых выплатах по обязательному социальному страхованию, социальных пособиях, компенсациях, субсидиях, льготах, социальных услугах, социальной помощи в натуральной форме – вне зависимости от основания предоставления (тяжелое материальное положение, состояние здоровья, рождение ребенка, занятие определенной должности и т. д.) – будет размещена на едином ресурсе. Предполагается, что это поможет, в частности, уйти от практики предоставления мер социальной поддержки по принципу формальной принадлежности гражданина к определенной социальной группе и начать оказывать адресную поддержку конкретному человеку или семье на основе критериев нуждаемости. Кроме того, создание ЕГИССО упростит процесс информирования граждан о конкретных мерах поддержки, на которые они имеют право – соответствующие сведения будут размещаться в личном кабинете на портале госуслуг. При этом, как отметил вчера в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации заместитель Минтруда России Алексей Черкасов, планируется создать также специальный социальный калькулятор, с помощью которого каждый человек сможет определить размер положенных ему выплат.

С массивом судебных решений по спорам, связанным с предоставлением мер социальной поддержки, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!  Получить доступ

Тем не менее эксперты полагают, что полноценная работа ЕГИССО с 1 января невозможна по ряду причин. Во-первых, на сегодняшний день приняты не все необходимые для ее функционирования подзаконные акты. Так, определены, например, состав и источники подлежащей размещению в системе информации, ее поставщики и пользователи (постановление Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. № 181), состав информации, предоставляемый конкретному пользователю (приказ Минтруда России от 8 июня 2017 г. № 477н), однако ни регламент информационного взаимодействия поставщиков и потребителей информации, ни формат взаимодействия с ЕГИССО через систему межведомственного электронного взаимодействия пока не установлены1.

Во-вторых, в процессе подготовки регионов к внедрению ЕГИССО были выявлены существенные технические проблемы, в том числе:

несоответствие программного обеспечения, используемого для осуществления межведомственного взаимодействия на федеральном и региональном уровнях. Поскольку единым электронным сервисом межведомственного взаимодействия в настоящее время является СМЭВ 3.02, именно он, согласно подготовленной ПФР (так как именно фонд является оператором системы) документации, будет использоваться в ЕГИССО. Региональные же органы власти пока используют предыдущую версию сервиса – СМЭВ 2.0; отсутствие информационных систем у региональных ведомств и органов местного самоуправления. По представленным в ходе слушаний данным, в Республике Крым, например, информационные системы отсутствуют примерно у 90% поставщиков информации в ЕГИССО, в Карачаево-Черкесской Республике они функционируют только в двух ведомствах.

При этом в некоторых субъектах РФ обмен информацией между региональными органами власти и органами местного самоуправления не реализован в принципе. А до тех пор пока все поставщики информации не представят необходимые сведения, невозможно до конца сформировать важнейшую часть ЕГИССО – классификатор мер социальной защиты. Однако, по словам заместителя председателя правления ПФР Алексея Иванова, оператор уже нашел решение всех этих проблем – специально созданный сервис «Кабинет поставщика информации» позволяет представлять информацию путем загрузки файлов со сведениями о мерах социальной поддержки, реализуемых в соответствующем муниципалитете или регионе, и их получателях.

Тем не менее Совет Федерации все же рекомендовал ПФР рассмотреть вопрос о разработке единого для всех поставщиков информации программного обеспечения и завершить работу по принятию необходимых для введения в эксплуатацию системы документов до конца текущего года (проект рекомендаций по итогам парламентских слушаний имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

Кроме того, Правительству РФ рекомендовано проверить уже принятые нормативные акты о создании и функционировании ЕГИССО с целью выявления противоречий в их положениях. В частности, предлагается уточнить перечень поставщиков информации, а именно: включить в него органы местного самоуправления. Сейчас к поставщикам отнесены только органы государственной власти и находящиеся в их ведении организации, а также государственные внебюджетные фонды, предоставляющие меры социальной защиты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. № 181). При этом в том же акте указано, что в системе должны размещаться сведения о мерах поддержки, предоставляемых в соответствии с муниципальными нормативными актами за счет средств местных бюджетов.

В заключение эксперты подчеркнули, что только лишь внедрение ЕГИССО не гарантирует предоставления адресной социальной поддержки действительно нуждающимся в ней гражданам. Поэтому необходимо как минимум разработать на федеральном уровне методические рекомендации по оценке нуждаемости, подчеркнул директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России Владимир Назаров. Напомним, по закону соответствующим полномочием обладает Минтруд России (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ). Как сообщил Алексей Черкасов, в настоящее время министерство анализирует практику регионов по установлению критериев нуждаемости, чтобы определить, в частности, от чего должны зависеть предоставляемые выплаты: от среднедушевого дохода или прожиточного минимума, нужно ли учитывать при их назначении принадлежащее гражданам имущество и т. д.

Источник

14 комментариев

I just couldn’t depart your website before suggesting that I actually enjoyed the standard info an individual provide
to your guests? Is going to be again steadily in order to investigate cross-check new posts

Уведомление: คอนโดปูนา

Hello would you mind stating which blog platform you’re using?
I’m looking to start my own blog soon but I’m having a
tough time choosing between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and
Drupal. The reason I ask is because your layout
seems different then most blogs and I’m looking for something completely unique.

P.S My apologies for getting off-topic but I had to ask!

Уведомление: 대구유흥
Уведомление: www.shopreplicawatches.com
Уведомление: bahis siteleri

I’ve been surfing online more than 2 hours today, yet I never found any interesting article
like yours. It’s pretty worth enough for me.
Personally, if all website owners and bloggers made good content as you did, the internet will be much more useful than ever
before.

Уведомление: hackear whatsapp online
Уведомление: Server Teknik Destek

Добавить комментарий

*

5 × 1 =